masterdaht
39 - 21.08.2009 - 05:40
|
12-STALKER Qx > вот ссылко http://www.gzt.ru/topnews/economics/255555.html а это кому лень открывать. Бюджетное совещание с руководителями Центрального федерального округа, которое провел вчера вице-премьер Александр Жуков (на фото слева, с вице-премьером — министром финансов Алексеем Кудриным) в Смоленске, принесло неутешительные новости для рядовых налогоплательщиков. Из-за падения доходов федерального и региональных бюджетов принято решение не индексировать зарплаты бюджетникам в 2010 году. Также регионы получат право в два раза поднять транспортный налог, будут существенно повышены акцизы на алкоголь, особенно на пиво (в три раза), и бензин. Всего, по расчетам Минфина, дополнительные доходы региональных бюджетов от указанных мер составят в 2010 году 96,6 млрд рублей. Они придут из кошельков граждан. Индексация отменяется "На федеральном уровне мы приняли решение не индексировать заработную плату работникам бюджетной сферы", — заявил Александр Жуков, оговорившись, что, если позволит экономическая ситуация, индексация будет. Но вероятность этого невелика. Точно не обидят только пенсионеров: власти обещают повысить пенсии в 2010 году на 46%. По данным Росстата, из 68,45 млн всех трудоустроенных бюджетники составляют 25%, то есть их около 17 млн. Последний раз им индексировали зарплату в декабре 2008 года — тогда она выросла на 30%. Вторую грустную новость, теперь уже для безработных, сообщил на том же совещании замглавы Минздравсоцразвития Максим Топилин. В будущем году не будут увеличиваться и пособия по безработице. "Это решение принято окончательно", — сказал Топилин. При этом в 2010 году урежут и меры по поддержке региональных рынков труда: с 43,7 млрд рублей (из федерального бюджета) в 2009 году до 36,4 млрд в 2010-м. Сегодня размер минимального пособия по безработице составляет 850 рублей, максимального — 4,9 тыс. рублей, но на него могут рассчитывать только сокращенные. Всего, по данным Минздравсоцразвития на 12 августа, в России 2,13 млн официальных безработных. Научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский недоумевает, зачем прибегать к столь непопулярным мерам именно сейчас: "Удар наносится по самым незащищенным слоям граждан — учителям, врачам, военным. Это может вызвать социальные волнения. Кроме того, индексация заработных плат происходит в рублях, и если у бюджета их нет, почему бы ЦБ их не напечатать?" Кричевский уверен, что инфляцию это не подстегнет, поскольку ее основным двигателем являются тарифы естественных монополий. Руководитель отдела спецпрограмм НИИ социальных систем при МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Бадовский считает, что подготовка к подобному шагу властями велась давно. "Решение политическое. Далеко не все бюджетники попадают в категорию федерального значения. Но своих средств, чтобы индексировать зарплаты, у субъектов РФ нет", — размышляет Бадовский. 70 млрд за пиво и покататься "Регионам будет предоставлено право повысить в два раза транспортный налог, в том числе на дорожное строительство", — продолжил объяснять, как пополнить бюджет, Жуков. По его словам, это связано с тем, что средства, которые планировалось направить для развития транспорта в 2010—2012 годах по федеральной целевой программе, выделить не удалось. Сейчас базовые ставки транспортного налога устанавливаются Налоговым кодексом. По закону они могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов федерации, но не более чем в пять раз. Теперь возможны два варианта. "Чтобы дать регионам право увеличить налог в два раза, придется вносить изменения в Налоговый кодекс. Можно разрешить регионам увеличивать ставки, например, в 10 раз или в 2 раза поднять базовые ставки", — считает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Сегодня базовая ставка транспортного налога составляет для автомобилей мощностью до 100 л.с. 5 рублей (с каждой л.с.), от 100 до 150 л.с. — 7 рублей, от 150 до 200 л.с. — 10 рублей, от 200 до 250 л.с. — 15 рублей, свыше 250 л.с. — 30 рублей. В большинстве регионов ставки транспортного налога выше базовых. Например, в Москве для первой категории автомобилей налог составляет 7 рублей с каждой лошадиной силы. Дальше разница гораздо больше: за автомобили мощностью от 100 до 150 л.с. нужно платить 20—30 рублей, от 150 до 200 рублей — 38—45 рублей, от 200 до 250 — 60—75 рублей, свыше 250 л.с. — 150 рублей. Таким образом, при наихудшем сценарии москвичу — владельцу мощного авто придется дополнительно раскошелиться на 20—40 тыс. рублей. Всего же увеличение транспортного налога, по расчетам Минфина, принесет в региональные бюджеты 7,5 млрд рублей. Также регионы смогут увеличить акцизы на алкоголь. По словам замминистра финансов Антона Силуанова, акцизы на пиво, скорее всего, будут увеличены в три раза (в расчете на пол литровую бутылку рост акциза составит 3,5 рубля). В результате, по расчетам Минфина, дополнительные доходы от акцизов на пиво составят 63,8 млрд рублей. Еще 0,8 млрд рублей дополнительных доходов принесут акцизы на вино. Рост акцизов на топливо принесет региональным бюджетам дополнительно 14,7 млрд рублей. У регионов отнимут НДПИ Позволив регионам увеличить доходы, правительство одновременно лишило некоторые из них существенной части поступлений. На это пришлось пойти из-за падения уровня доходов федерального бюджета. Как заявил Антон Силуанов, с 2010 года все доходы от уплаты налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти и газового конденсата предполагается сосредоточить в федеральном бюджете. Сейчас 5% доходов от нефтегазового НДПИ зачисляются в бюджеты 32 субъектов федерации. После того как их отберут, мера (с учетом макроэкономического прогноза на 2010—2012 годы) приведет к росту доходов федерального бюджета в 2010 году на 46,5 млрд рублей, в 2011-м — на 50,9 млрд, в 2012-м — на 55 млрд. Нефтегазоносным регионам (за исключением Тюменской области) из федерального бюджета возместят только часть потерь: 60% в 2010 году, 40% в 2011-м, 20% — в 2012-м. Дотации для Тюменской области, где доля поступлений от НДПИ особенно велика, составят 100% в 2010 году, 75% в 2011-м, 50% в 2012-м и 25% в 2013-м. Налоговые доходы падают За семь месяцев текущего года поступления в бюджет и небюджетные фонды упали на 23,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 4,8 трлн рублей, сообщила Федеральная налоговая служба. Консолидированный бюджет потерял 28,2% сборов, поступления составили 3,8 трлн рублей. Консолидированные бюджеты субъектов федерации сократились на 17,5% — до 2,2 трлн рублей. Федеральный бюджет недобрал 38,9% и сумел заработать 1,6 трлн рублей. Доходы федеральному бюджету обеспечили поступления налога на добавленную стоимость (НДС, 41,8%), налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ, 28,9%), единого социального налога (ЕСН, 17,9%) и налога на прибыль (7,5%). Увеличились только показатели поступления ЕСН (+3,3%, до 297,1 млрд рублей). НДС на товары, реализуемые на территории РФ, упал почти на 20% — до 675,7 млрд рублей, налог на прибыль снизился почти в четыре раза — до 125 млрд рублей. Почти на 53%, до 513,8 млрд рублей, упали поступления НДПИ в консолидированный бюджет. Практически прекратился рост поступлений от налога на доходы физических лиц: в январе — июле граждане принесли казне 931,8 млрд рублей, что лишь на 0,1% больше аналогичного показателя прошлого года. Как проводить социальную политику в кризисное время? Елена Матросова / директор центра макроэкономических исследований «БДО Юникон» Кризисное время характеризуется тем, что какие-то проблемы возникают у всех. У населения — связанные с занятостью и доходами, что, естественно, вынуждает искать поддержку у государства. Но и у последнего возникают вопросы в части доходов бюджета. Поэтому в данной ситуации нужно все оптимизировать. Политика последних лет относительно социальной ориентированности — это больше политика стабильной и благоприятной с точки зрения конъюнктуры ситуации в экономике. А сегодня она оказывается не подкрепленной ресурсами. Так что необходимо пересматривать приоритеты: нужно выделять наиболее незащищенные слои населения, чтобы не израсходовать все резервы за один год. Объем и структура поддержки должны быть скорректированы: если раньше можно было пытаться снижать какую-то налоговую нагрузку (скажем, делать меньше тот же транспортный налог), то сейчас необходимы изменения. Потом, социальная политика не заключается в том, что нужно просто платить деньги. Речь идет также о создании рабочих мест, организации общественных работ, поддержке малого бизнеса, самозанятости. Нельзя все сводить к выплатам, так как те же пособия по безработице и их увеличение — это не самоцель. Если человек здоровый и нормального возраста, ему нужно не пособие, а работа. Эффективная социальная политика во время кризиса — это политика, заключающаяся в том, чтобы дать людям заработать. Поэтому и новые рабочие места также должны быть не просто так, они должны быть частью программы стимулирования внутреннего спроса. Должны быть предложены пути решения проблемы моногородов и так далее. А просто не индексировать зарплаты — это самый легкий путь. Наталья Тихонова / замдиректора Института социологии РАН, доктор социологических наук К сожалению, в кризисное время социальную политику зажимают всегда и везде. Однако проблема заключается в том, что социальная политика, которая зажимается, — это социальная политика в узком смысле слова, в смысле собеса. Тогда как в развитых странах социальная политика уже давно превратилась в мощнейший инвестиционный инструмент, потому что основное богатство нации — это человеческий капитал, не случайно его уже давно измеряют экономисты. У нас на помощь экономике идут огромные суммы, не сопоставимые с той экономией, которая получится на социальной политике. Но только у нас помогают юридическим лицам, а в развитых странах — как раз конечным потребителям. А бюджетники в России составляют больше половины домохозяйств. Поэтому получается, что, зажимая выплаты бюджетникам и пенсионерам, мы зажимаем и внутренний спрос. Светлана Климова / руководитель проекта «Рабочие России — 2009» фонда «Общественное мнение» Если нет возможности поднять зарплаты, тогда нужно давать больше свободы. Во-первых, свободы в трудовых спорах с работодателем, то есть, например, хозяином завода. Дело в том, что трудовые споры из-за зарплаты не всегда обращены к государству, а в большинстве случаев обращены к частному работодателю. А наше трудовое законодательство фактически имеет запретительный характер, когда забастовку по закону провести нельзя. Это значит, что мы ждем бунтов и протестов, адресованных уже не работодателю, а правительству. Во-вторых, свободы индивидуального предпринимательства у нас тоже как не было, так и нет. Если власть не может дать денег, то пусть даст свободу еще и в этом. Третье направление — это больше свободы в развитии инициативы в инновационной сфере. Кроме того, здесь также нужны пропаганда и объяснение, как можно свои проекты реализовывать, где находить спонсоров и так далее. Наконец, в-четвертых, свободы в вопросах земли. Нужно раздавать людям землю, которую до сих пор в угоду земельным олигархам никто не давал. Так или иначе, виртуальные паи остаются виртуальными, крестьяне — без земли. Николай Коломейцев / член комитета Госдумы по труду и социальной политике (фракция КПРФ) Нужно вспомнить, что социальная политика по большому счету заключается в том, чтобы дать человеку заработать доход, позволяющий прожить ему и его семье. Причем это справедливо в любое время — что в «мирное», что в кризисное. В последнее правительство вообще должно стимулировать спрос у промышленности. А у нас 35% бюджетных программ — это ноль за восемь месяцев. Все процессы у нас обратны тем, которые делаются во всем развитом мире. Возьмите те же самые деньги, которые даются на безработицу. В США в период Великой депрессии Рузвельт построил 60% дорог, школ и других социальных объектов, организуя так называемую социальную работу, стимулируя госзаказ. В России же деньги просто воруют: прямо сегодня я прочитал новость о том, что из Сбербанка украли $100 млн и 50 млн евро по подставным документам. А вы пойдите попробуйте взять в Сбербанке кредит! |