icemanKRD
14 - 12.08.2009 - 07:49
|
«Клаксон» — всему голова Уже на самых первых авто существовали системы обеспечения безопасности — сигнальные устройства для извещения окружающих о приближении механического экипажа. В первую очередь речь идет о различного рода пневматических сигналах. По разнообразию конструкций и внешнего вида они могли поспорить с чем угодно. Самые простые сигналы напоминали те, что и сегодня бывают на детских автомобилях и велосипедах: ударил по резиновой груше рукой, и дудка пискнула. Просто, как все гениальное! Но в городском шуме такой сигнал не сразу услышишь. Именно поэтому на свет стали появляться более мощные устройства: на смену рожкам пришли «хорны» и «хорнеты» (маленькие горны) — воздух в них подавался с помощью довольно хитроумных приспособлений. Например, из баллона. Устроен такой прибор довольно просто. Рожок соединялся с металлическим баллоном, наполненным воздухом под давлением при помощи трубопровода, в который был врезан нажимной вентиль. Нажимает «шоффэр» кнопку, вентиль открывается, воздух устремляется в дудку — и пошла музыка, только уши береги! Но апофеозом этой вакханалии уличных звуков стал клаксон, появившийся в начале ХХ в., — сложное электромеханическое устройство для подачи звуковых сигналов, причем устройство патентованное. Называться клаксоном мог только аппарат, произведенный фирмой Klaxon Co. Ltd., штаб-квартира которой располагалась в Париже, на улице Дарю. Любой автомобилист мог заказать себе такое устройство по почте или даже по телефону. Как же действовал клаксон и почему у него было столько «подражателей», что его имя впоследствии даже стало нарицательным? Чтобы прояснить этот вопрос, обратимся к «Ежегоднику автомобилизма и воздухоплавания», издававшемуся нашим соотечественником, известным гонщиком и автомобильным журналистом начала прошлого века Андреем Платоновичем Нагелем. На 121-й странице в соответствующей статье читаем: «Klaxon» — механический сигнальный рожок, звуки которого происходят вследствие вибраций стального диска или диафрагмы. Он не имеет ничего общего с сиренами, свистками и другими сигнальными рожками и не имеет ни одного из присущих им недостатков… «Кlaxon» состоит из диска или диафрагмы из специальной стали, которые быстро вибрируют под влиянием вращения колесика, поставленного непосредственно на вал электрического двигателя… Из всех гудков «Klaxon» является самым сильным, его легко слышно за целый километр. Впрочем, сила звука не составляет его единственного достоинства, так как он весьма важен и по качеству издаваемого звука. Именно звук его — внезапный и потому обращающий на себя всеобщее внимание — не похож ни на какой другой шум и доминирует над всеми, нисколько с ними не сливаясь. Могучий звук Клаксона импонирует всякому и заставляет как пешехода, так и невнимательного кучера немедленно сворачивать в сторону, чем предотвращается много несчастных случаев. Прибор приводится в действие нажатием кнопки-прерывателя и останавливается, как только кнопка отпускается. «Клаксон» непроницаем как для дождя, так и для пыли. При чистке его можно обливать водой, не рискуя испортить этим его механизм. «Клаксон» всегда дает возможность автомобилисту иметь дорогу открытой… Сохраняя шофферу массу времени, он вместе с тем служит к сохранению шин и других частей механизма…». Теперь, пожалуй, всем становится ясно, почему слово «клаксон» до сих пор применяется по отношению к автомобильным сигналам, хотя нынешние устройства куда как сложнее своего тезки. |