aNTon
38 - 27.06.2009 - 11:11
|
Дальневосточный город винит Кремль в своих бедах ("The Washington Post", США) Статьи - Экономика 24.06.2009 03:30 Владивосток - Прошлым летом гавань этого города, расположенного на тихоокеанском побережье России, была симфонией торговли - армии портовых рабочих разгружали корабли, в то время как другие судна ожидали своей очереди, покачиваясь на блестящей глади бухты Золотой Рог. Подержанные японские автомобили были самым распространенным грузом. Они заполняли собой пирсы и близлежащие гаражи, в которых орудовали продавцы, развозившие эти машины по всему бывшему Советскому Союзу. Сегодня, когда Россия уже шесть месяцев страдает от худшего за последнее десятилетие экономического кризиса, машин как не бывало, многие рабочие потеряли работу, и немногие оставшиеся корабли стоят в бухте без дела. Но жители Владивостока не винят в бедах города мировой кризис, они винят попытки Кремля справиться с этим кризисом.
В январе, стремясь помочь российским автопроизводителям, правительство установило высокие импортные тарифы на подержанные машины. Эта мера не смогла остановить падение продаж отечественных машин, но оказало разрушительное влияние на местную экономику и вызвало бурю протестов против премьер-министра Владимира Путина, которые, похоже, привели Кремль в замешательство. Решение о введении тарифов является примером того, как авторитарной системе, построенной Путиным, с трудом удается найти эффективные меры борьбы с кризисом. После восьми лет роста, экономика страны сокращается, а уровень безработицы растет. Кремль, похоже, не знает, что делать, в то время как высокопоставленные чиновники делятся противоречивыми прогнозам и предложениями. С помощью запугивания организаторов протестов и контроля над прессой, властям удалось не дать демонстрациям выйти из-под контроля, но в воздухе есть все признаки того, что система находится под сильным напряжением. Местные чиновники говорят, что в критический момент милицейское командование отказалось использовать силу против мирных демонстрантов. Спор о том, как вести себя с протестующими, дошел до высшего уровня, где Путин выступил за более жесткий подход, в то время как его протеже, президент Дмитрий Медведев, поддержал местного чиновника МВД, сопротивлявшегося грубым мерам. Эту информацию мы получили от местного источника, который в свою очередь узнал это от источника в Кремле, и согласился поговорить с Washington Post на условиях анонимности. Раскол между Путиным и Медведевым, о котором первыми написали журналы в Москве, похоже, не испортил их отношения, но дал проблеск надежды активистам и предпринимателям, пытающимся организовать оппозиционное движение вокруг маловероятной идеи: права покапать в Японии подержанные машины. Семейные импортеры Почти все машины во Владивостоке японские и подержанные. Они составляют подавляющее большинство на дорогах российского Дальнего Востока, и их легко отличить, потому что, в отличие от большинства автомобилей в России, руль у них располагается справа. Моряки, пытавшиеся выжить после развала Советского Союза, стали первыми, кто привез их в Россию. Этот бизнес контролировался криминальными группами в течение большей части 1990-х. Но в конце десятилетия рынок по-настоящему открылся. Почти любой мог поехать в Японию, купить подержанную машину и привезти ее назад, чтобы продать и получить прибыль. Заместитель председателя ассоциации местных импортеров автомашин Константин Шатоба говорит, что это был редкий для России вид бизнеса, с открытыми рынком и равными условиями. 'Занимаясь другим бизнесом, приходилось иметь дело с огромной бюрократической машиной, - говорит он. - Но с машинами требовалось всего лишь пройти таможню.' Распространение Интернета сделало бизнес еще проще, говорит он, и к концу прошлого года около 15000 продавцов импортировали подержанные японские автомашины. Большинство из них были маленькие, семейные компании, покупающие и продающие около десятка машин в год. Правительство постепенно поднимало тарифы, и вскоре подержанные иномарки стали стоить как новые отечественные автомобили. Но они были настолько лучше, что люди продолжали покупать. В прошлом году объем продаж вырос до 670000 машин, что, по официальной статистике, составляет почти 20 процентов всех машин, проданных в России. Продажи новых иномарок росли еще больше, превысив в прошлом году 2 миллиона, включая примерно 600000 машин, произведенных на заводах в России. Тем временем, российские автопроизводители продали примерно 700000 новых машин, что явилось снижением на 10 процентов за последние три года. Производители автомобилей усилили свои лоббистские усилия ограничить импорт, а с приходом экономического спада их мольбы стали особенно настойчивым. В Министерстве промышленности бывший высокопоставленный менеджер отечественной автоиндустрии Алексей Рахманов предупреждал, что российских автопроизводителей ждет катастрофа, если на время экономического кризиса не ограничить импорт подержанных иномарок. Рахманов говорит, что министерство знало, что увеличение импортных тарифов убьет импортный бизнес, и посчитало, что на Дальнем Востоке работу потеряют 21500 человек - эту жертву посчитали приемлемой, учитывая спасение полутора миллионов мест, связанных с отечественной автомобильной промышленностью. Несмотря на введение тарифа, продажи российских автомашин упали более чем на 45 процентов за январско-майский период, и правительство обнародовало план выдать автопромышленности 4 миллиарда долларов в виде кредитов и другой финансовой помощи. Рахманов также признает ошибку, которой, наверное, можно было избежать в более открытой политической системе: министерство проконсультировалось с российскими автопроизводителями, но не с местными чиновниками на Дальнем Востоке, и поэтому недооценило потенциальные потери для региона. Протесты по всей стране Правительство озвучило новые тарифы в начале ноябре, и, похоже, с самого начало было готово ввести их в действие. Сергей Петров, миллиардер, владелец сети автосалонов и депутат парламента, представляющий прокремлевскую партию, говорит, что он протестовал в частных беседах, говоря, что малоэффективным российским производителям необходима конкуренция со стороны их зарубежных коллег. Но высокопоставленный кремлевский чиновник сказал ему, что введение тарифа спасет множество рабочих от увольнения, и проигнорировал его аргументы, говорит Петров. В это же время прозвучала критика и со стороны национальной ассоциации автовладельцев, которая в 2005 году уже боролась против попытки ввести запрет на праворульные машины. Глава московского отделения ассоциации Сергей Канаев говорит, что было глупо думать, что люди начнут покупать российские машины лишь потому, что импортированные японские более недоступны. Он говорит, что тариф никак не повлиял на основную проблему отечественной автопромышленности: низкое качество производимых машин. 'Мы уже жили во времена, когда нам приходилось пользоваться плохо-сделанными вещами, - говорит он. - Мы не хотим к этому возвращаться.' Во Владивостоке многие предупреждали, что тариф нанесет региону больше вреда, чем прогнозирует Москва. Экономист Ольга Волчанская подсчитала, что торговля японскими автомашинами составила почти половину от суммы в 2 миллиарда долларов, собранную таможенной службой Владивостокского порта, и представляла собой четверть объема местной экономики. По ее словам от 150 до 200 тысяч человек зависели от этого бизнеса, включая моряков, портовых рабочих, механиков, техников, брокеров и продавцов, а также тех, кто работал в магазинах и гостиницах, использующихся водителями, приезжавшими во Владивосток и перевозившими машины по всей стране. Спустя две недели после того, как Кремль предложил введение тарифов, их противники устроили небольшие акции протеста в более чем десяти городах. Но Кремль заблокировал освещение этих демонстраций по телевизору, а 10 декабря Путин подписал указ, одобряющий введение тарифов. Позже он сказал, что импорт подержанных машин был 'абсолютно недопустим' во время кризиса, добавив, что он лучше будет доплачивать за транспортировку отечественных машин на Дальний Восток, чем наблюдать за тем, как граждане продолжают покупать японские модели. Спустя четыре дня после подписания указа, демонстрации протеста прошли в 30 городах. Во Владивостоке в них приняли до 4000 человек, некоторые из которых обвиняли Путина в помощи богатым автомагнатам за счет региона и держали плакаты, призывающие к его отставке. Большая группа водителей заблокировала дорогу, ведущую в аэропорт, требуя освещения ситуации в прессе. Затем, продемонстрировав редкую независимость, местное законодательное собрание обратилось к Москве с просьбой отложить введение тарифов, утверждая, что они приведут к широкомасштабной безработице. Городская дума Владивостока также составила свое собственное обращение, в котором говорилось, что введение тарифов лишает россиян доступных машин. Закручивание гаек Однако, в то время как местные парламентарии проводили голосование, Кремль готовился восстановить свой контроль. Губернатор региона Сергей Дарькин созвал встречу 14 крупнейших автоимпортеров, некоторые из которых активно участвовали в протестах. Назначенный Путиным Дарькин, которого часто обвиняли в связях с организованной преступностью, предупредил бизнесменов, чтобы они не участвовали в новых акциях протеста. Источники, присутствовавшие при встрече и пожелавшие остаться неизвестными, говорят, что губернатор добавил, что те, кто не прислушается к его совету, могут ожидать проблем с налоговыми службами.. Если бизнесмены и думали о том, чтобы бросить вызов Дарькину, на следующий день у них появилась хорошая причина передумать, когда на нескольких местных Интернет-сайтах появилась статья, где 11 из них были названы по именам, и было сказано, что все они являются жадными членам 'автомобильной мафии', которая организовывает протесты против тарифов, необходимых для выплаты зарплаты учителям. 'Он сделал нам предложение, от которого мы не могли отказаться,' - говорит один из участников встречи. Ощущая на себе давление Москвы и необходимость ограничить протестное движение, Дарькин также попросил усиления сил МВД, говорит член городского парламента и прокремлевской политической партии Николай Марковцев, который был ознакомлен с состоянием дел помощниками губернатора. Местные сотрудники милиции отказывались использовать силу против демонстрантов, говорит он. Министерство внутренних дел ответило на просьбу, посадив московский ОМОН на девятичасовой рейс до Владивостока. 21 декабря омоновцы атаковали протестующих, которые собрались на площади. 'Это даже и протестом назвать нельзя было, потому что мы просто пели праздничные песни,' - говорит 24-летняя фармацевт Олеся Строшкина, которая стала одной из многих избитых и задержанных в тот день. Вскоре глава регионального отделения партии 'Единая Россия' был вынужден покинуть свой пост, так как выступал в местном парламенте против введения тарифов. А в Москве Кремль запустил клеветническую кампанию против протестующих, используя ученых мужей и чиновников, чтобы те озвучивали предположения о том, что демонстрации были организованы иностранными агентами из Японии, коррумпированными бизнесменами или ведущими подрывную деятельность оппозиционными политиками. Глава ассоциации автовладельцев Канаев говорит, что его пригласили на встречу с представителем Кремля, который сказал ему: 'Мы можем сделать тебя популярным. Мы можем показать тебя по телевизору. Просто останови протесты.' Канаев отказался: 'Зачем мне это?' Во Владивостоке молодая журналистка Анастасия Загоруйко продолжила организацию демонстраций и небольшие акции протеста продолжались все весну. Протестующие, объединившиеся через Интернет-сайт по продаже автомашин, также пытаются организовать политическую партию ТИГР (Товарищество инициативных граждан России). Власти отказываются регистрировать группу, и некоторые из ее активистов уже испытали на себе давление со стороны служб безопасности. |