ben
236 - 13.03.2009 - 08:48
|
Мужики, а ведь автор прав. Вчера не стал писать в теме, полез по сайтам и нашел вот что! -"Необходимо ли выходить из машины после остановки инспектором ГИБДД? Остановившуюся Вашу машину и инспектора отделяют десять-двадцать метров. Необходимо ли сдавать задним ходом? Может быть, выйти и подойти к инспектору? Это ваше право, но не обязанность. В соответствии с пунктами 18.2 и 18.4 «Наставления по работе дорожно-патрульной службы» инспектор должен подойти сам, представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. Когда вы обязаны выйти из машины по требованию сотрудника ГИБДД? Сотрудник ГИБДД вправе предложить водителю выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях: - для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; - когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; - для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; - для проведения досмотра транспортного средства и осмотра груза; - когда водитель или пассажир подозреваются в совершении престyпления; - в иных случаях, когда требуется участие водителя для оформления необходимых документов либо оказания помощи другим участникам дорожного движения. Гаишник пытается досматривать вашу машину Остановив водителя на дороге, гаишники очень часто не ограничиваются одной лишь проверкой документов. Не найдя, что бы еще такое проверить и до чего докопаться, сотрудники ДПС нередко устраивают натуральный «шмон». Заглядывают в багажник, салон, роются в личных вещах, изучают перевозимый груз... Обычно обыск на дороге начинается с вежливого: «Пожалуйста, откройте багажник». Или, наоборот, довольно резкого: «Откройте багажник!». Так просьба это или приказ? А если просьба, то должен ли водитель ее бесприкословно выполнять? И насколько она законна? Ну, а если это приказ? На вопросы отвечает председатель общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгий Румянцев. - К сожалению, подобные просьбы, я уже и не говорю о приказах, далеко не всегда законны. Потому что это - досмотр. А досмотр - действие административного характера. Для его применения необходимы весомые основания. - Какие? - Например, полученная ДПСником ориентировка. Допустим, поступила оперативная информация, что угнан «Гольф» белого цвета. Или стало известно, что на красном «Форде» перевозят наркотики… Или еще что-либо подобное... Если же вы видите, что кроме вашей машины гаишники подобным образом «трясут» другие авто разных марок и цветов, то они явно ищут, к чему бы придраться. В любом случае водитель имеет право уточнить цель досмотра. И гаишник обязан её сообщить. - Инспектор, скорее всего, скажет, что это не досмотр, а осмотр … - Такое понятие не закреплено в Кодексе об административных правонарушениях. Зато дано определение досмотру. Согласно статье 27.9 КоАП - это «обследование транспортного средства, осуществляемое в целях обнаружения орудий совершения преступлений, либо предметов административного правонарушения». Иными словами, сотрудники ДПС могут производить досмотр автомобиля только в том случае, если имеются основания считать, что этот самый автомобиль используется в противоправных целях. - Судя по сложившейся практике, фраза «откройте багажник» является сигналом к началу досмотра? - Вовсе нет. Сначала сотрудник ДПС должен предложить вам добровольно выдать оружие, наркотики (боеприпасы, контрабанду и далее по списку), которые у вас по его мнению имеются. И только в случае вашего отказа он может приступать к досмотру. - Гаишники ничего не нашли. Что дальше? - Не дальше, а в процессе. Сотрудники ДПС обязаны составить протокол досмотра. И, что важно, именно в процессе досмотра, а не после него. И причем в присутствии двух незаинтересованных совершеннолетних понятых. Понятыми могут быть прохожие, водители и пассажиры проезжающих мимо машин, ваши знакомые и родственники, ехавшие вместе с вами. Сами сотрудники милиции ими быть не имеют права. Вообще желательно, чтобы при досмотре присутствовало как можно больше свидетелей. Кроме того, если у вас имеется при себе фотоаппарат, диктофон или иная записывающая аппаратура, вы имеете право ее использовать. - Что должно быть указано в протоколе? - В обязательном порядке - причина досмотра. Требуйте ее включения в протокол обязательно! Как я уже говорил, в качестве мотива может быть указана поступившая ориентировка или иная служебная информация. Подозрения инспектора ДПС должны быть обоснованными. Если же инспектор отказывается мотивировать свои действия, напишите в протоколе, что досмотр проведен безосновательно. Не забудьте потребовать у гаишника копию протокола - ее вам обязаны вручить. Если при досмотре ничего «криминального» обнаружено не было, то можно считать, что дэпээсники не имели права «трясти» вас. - То есть их действия можно считать незаконными? - Совершенно верно. И подобные действия можно обжаловать в суде - обратиться с заявлением о возмещении морального вреда. Ведь вред вам однозначно нанесен. За время проведения незаконного досмотра вы потратили время. Которое, как известно, является всемирным эквивалентом денег. Так что не надо «махать рукой» на ситуацию - мол, все равно ничего не изменишь. Произвол - а это именно произвол - следует пресекать. Кстати, такого же мнения придерживается и министр внутренних дел Российской Федерации. В ч.4 п.2 его Обращения сказано: «исключить из практики работы сотрудников милиции беспричинные, необоснованные законодательством и обстановкой... досмотры транспортных средств... без достаточных на то законных оснований». К сожалению, именно к такой «практике работы» гаишников уже давно привыкли водители. И считают проведение незаконного досмотра мелочью. Досадной, но неизбежной. Это не так. Нужно непременно отстаивать свои права. И не позволять уверенным в своей вечной правоте, и оттого зарвавшимся дэпээсникам, чинить произвол на дорогах.
|